АЛЬБЕРТ САКСОНСКИЙ (Albertus de Saxonia) (ок. 1316-8.07.1390) — епископ, философ-номиналист, логик, математик и естествоиспытатель. Р. в Хельмштадте, Саксония. Был сторонником идей Ж. Буридана и Н. Орема. В 1351 получил степень магистра искусств, а в 1357 стал ректором Парижского ун-та. Впоследствии стал первым ректором Венского ун-та (1365), с 1366 — епископ Хальберштадтский. Участвовал в борьбе Магнуса II, герцога Брауншвейг-Люнебурга против Гебхарда Берга, епископа Хильдесхайма и был взят в плен в битве при Динклере в 1367 году. Похоронен в соборе Хальберштадта.
Его перу принадлежат комментарии к большинству из работ Аристотеля и к Сумме всей логики У. Оккама.
Математике и естественной философии посвящены: De proportionibus, или Tractatus proportionum (Трактат о пропорциях), Tractatus de latitudinibus formarum (Трактат о широте форм), De quadratura circuli (О квадратуре круга), а также Secreta de herbis, lapidibus et mineralibus (Тайны растений, камней и минералов).
Тактовал логику как формальную дисциплину о принципах всякого знания, предметом которой являются не эмпирические, а абстрактные объекты — универсалии. Кроме того, он занимался проблемой семантических парадоксов (двусмысленных логических пропозиций), проанализировав свыше 200 случаев софизмов и использовав при этом элементы математической логики.
В рамках естествознания, помимо поиска пропорциональной зависимости между скоростью, расстоянием и временем движения, задавался вопросом о природе импетуса (impetus) и классифицировал его (в терминах аристотелевской теории категорий) как «качество», присущее движущемуся телу. Им обсуждалась и гипотеза, касающаяся возможности приложения теории импетуса к обращению небесных сфер, согласно которой Бог творит мир как единый механизм с едиными законами движения, исходящего от первоначально сообщенной ему Богом запечатленной двигательной силы (virtus impressa).
Ему принадлежит также оригинальное решение вопроса о природе гравитации. Проводя различение между центрами тяжести и объема тела и замечая, что они не обязательно совпадают, он утверждал, что настоящим центром вселенной является не центр объема Земли, а центр ее тяжести; тяготение же есть стремление каждого тела — как части мирового целого, имеющего свой центр тяжести в центре мира — соединиться с центром тяжести Земли.